История России - предмет, который должен знать каждый, от мала до велика!

Возникновение государства Татаро-монгольское нашествие Выдвижение Москвы Кризис Другие страны Реформы Политика Новые направления Формирование государства Революции
Николай I за годы своего тридцатилетнего правления
Пришедший к власти в декабре 1825 г. Николай I за годы своего тридцатилетнего правления (1825-1855) постоянно стремился укрепить самодержавную власть, подавить всякое вольнодумство. Николаевский режим опирался на определенную социальную базу - помещиков и бюрократию всех чинов и рангов. Яркое представление о мировоззрении привилегированных сословий дают заметки одного из крупнейших деятелей николаевской эпохи - управляющего III отделением Леонтия Васильевича Дубельта. В своих заметках Л.В. Дубельт писал, что первая обязанность честного человека: любить выше всего свое Отечество и быть самым верным подданным своего государя.

У Дубельта понятия Отечества и самодержавия сливались совершенно: без царя, по его мнению, не могло быть и России. Залогом процветания России наряду с самодержавием Дубельт считал крепостничество. Не дай Бог, - пишет он, - отменить крепостное право: мужичок сначала, может, и обрадуется, но потом, потеряв голову от магического слова свобода, захочет попытать счастья в другом месте, пойдет шататься по городам, где потеряет свою святую нравственность, - и погибнет. Вместе с тем он признавал необходимость просвещения.

Истинное просвещение, по его мнению, должно быть основано на религии. Одну из важнейших задач верховной власти Дубельт видел в безжалостной борьбе с любыми проявлениями ложного западного просвещения, предлагал отгородиться идейно, установить непроходимый карантин для чужих учений, стремящихся проникнуть в русское общество и развратить его. В начале 30-х гг. XIX в. появилось на свет идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия - теория официальной народности. Автором этой теории был министр народного просвещения граф С.А. Уваров.

В 1832 г. в докладе царю он выдвинул формулу основ русской жизни: Самодержавие, православие, народность. В основе ее точка зрения, что самодержавие - исторически сложившийся устой русской жизни; православие - нравственная основа жизни русского народа; народность - единение русского царя и народа, ограждающее Россию от социальных катаклизмов. Русский народ существует как единое целое лишь постольку, поскольку сохраняет верность самодержа-вию и подчиняется отеческому попечению православной церкви. Любое выступление против самодержавия, любая критика церкви трактовались Уваровым как действия, направленные против коренных народных интересов.

Уваров доказывал, что просвещение может быть не только источником зла, революционных потрясений, как это случилось в Западной Европе, но может превратиться в элемент охранительный.




Между закономерностями и принципами есть существенное различие

При изучении и исследовании истории России

Источники по истории эмиграции России
История твоего государства - неотъемлемая часть обучения!