![]() Эти организации сыграли большую роль в борьбе с народничеством и в распространении марксистской теории революционной борьбы, но все они, как и группа Освобождение труда, не были связаны с практическим революционным движением. Большой интерес представляет вопрос о роли в общественной жизни страны так называемого легального марксизма, который получил широкое распространение в 90-е гг. XIX в. Легальные марксисты представляли собой небольшую группу интеллигентов, которые начали излагать марксистское учение в книгах и статьях в такой форме, которая позволяла обойти русскую цензуру. Целая плеяда ведущих мыслителей России в молодости испытала сильнейшее увлечение марксизмом и активно работала в рядах социал-демократии. Среди них П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.А. Кистяковский, С.Л. Франк и др. Практически все они полностью порвали с социал-демократией накануне революции 1905 г. Взгляды легальных марксистов были противоположны взглядам народников.
Видимо, этим объясняется, что власти, которые в народниках видели главную революционную силу, проявляли к ним терпимость. В отличие от народников легальные марксисты признавали прогрессивность капитализма и считали его обязательной ступенью на пути к социализму. Чем можно объяснить такое быстрое распространение марксизма в среде российской интеллигенции? Н.А. Бердяев писал, что по сравнению с марксизмом старый русский социализм представлялся явлением провинциальным. Марксизм конца 90-х гг. был, несомненно, процессом европеизации русской интеллигенции, приобщением ее к западным течениям, выходом на большой простор. ![]() |
|